Отопители современных российских автомобилей редко балуют хозяев горячим отношением к делу. К этому все привыкли - и рассказы о том, что в "Жигулях" прошлого века в мороз разъезжали без шубы, малахая и валенок, нынче воспринимаются как художественный свист. Зря улыбаетесь: громоздкие одежда и обувь не способствуют безопасной езде, особенно на скользких зимних трассах. В чем же причина "немощи" некоторых отопителей? Чаще всего - в безобразном качестве деталей. Например, примитивный "непропай" перегородки, разделяющей полости входа и выхода жидкости, позволяет ей идти по короткому пути - почти не омывая сердцевину радиатора, оттого он и не работает. Случись подобное с батареей центрального отопления, вызывают сантехника. А нам как быть? Совсем никудышный радиатор придется заменить или отремонтировать - восстановить перегородку. Иногда полезно обновить термостат - ведь его настройки могут уйти так, что при невысокой мощности, обычной для езды по зимним дорогам, падает температура самой жидкости. В сильный мороз не повредит по старинке утеплить основной радиатор: холодный сквозняк под капотом ослабнет, от этого и в машине станет чуть теплее. Итак, радиатор вашего отопителя - "твердый троечник". Как увеличить подачу в него горячей жидкости, не топча педаль газа? (Заметим: в теплоэнергетике двигателя ничто не "обрушится", ведь мы отберем у него лишь ту часть тепла, которую и должен расходовать полноценный отопитель.) С этой целью мы встроили в магистраль отопителя ВАЗ-2108 дополнительный насос. Купили электронасос отопителя «Газели», шланг и обычное четырехконтактное реле. За все - 650 рублей. Несложная работа отняла около часа. (Кстати,хороший латунный радиатор стоит около 900 руб., а работа по его замене от 800 руб. на ВАЗ-2108 до 2000 руб. на ВАЗ-2110.) Насос закрепили в моторном отсеке так, чтобы он не касался подвижных или горячих частей. Порядок работы: слили охлаждающую жидкость, отсоединили от головки блока шланг и соединили с боковым штуцером насоса, а центральный штуцер насоса - дополнительным шлангом со штуцером головки блока. Затянув хомуты, залили охлаждающую жидкость. Электропитание насоса подключили, как показано на схеме: чтобы работал одновременно с вентилятором отопителя. На ВАЗ-2108 провод этого вентилятора - в салоне, немного выше педали газа :). Опробуем? Сначала хорошенько прогрели мотор. На холостом ходу перевели регулятор отопителя в третье положение. Ого? Пошел раскаленный воздух, температура жидкости немного снизилась. А каков эффект после остановки горячего мотора? Включив зажигание, опробовали новшество во втором, а потом и в первом положении регулятора. Здесь есть тонкость: если сразу включить первое положение, насос работать не будет - напряжения, урезанного регулятором, не хватает для срабатывания реле, а вот для удержания его достаточно. Вот так минут 25-30 можно согреваться в салоне, не пуская двигатель, а лишь остужая жидкость и омываемые ею детали. Конечно, никто не станет сильно выхолаживать двигатель - завести его в конце концов придется. Ведь как ни верти, а источник энергии в автомобиле - содержимое топливного бака.
|