Зачем вообще автомобилю амортизаторы? Без них подвеска долго прыгала бы после каждого толчка, колеса скакали бы вверх и вниз по неровностям дороги, а кузов автомобиля тоже подпрыгивал бы, только медленнее. Езда на таком автомобиле была бы мучением, а управлять им было бы практически невозможно. Амортизаторы же гасят отдачу пружин подвески, что помогает колесам сохранять контакт с дорогой, стабилизирует колебания кузова, позволяет нормально управлять автомобилем и создает комфорт водителю и пассажирам. Проблемы появляются не сразу По мере того, как амортизаторы изнашиваются, качество их работы постепенно падает. Беда в том, что это происходит очень медленно, поэтому водители, сами того не осознавая, подстраивают свой стиль езды под все ухудшающуюся работу подвески и часто не представляют, насколько опасным стал их автомобиль. При износе амортизаторов удлиняется тормозной путь, значительно понижается скорость безопасного прохождения поворотов, повышается вероятность заноса на мокрой дороге (так называемое "аквапланирование", когда колеса скользят юзом по водяной пленке, и автомобиль не подчиняется рулю и тормозу). При ухудшенной амортизации нарушается нормальное освещение дороги фарами, снижается видимость для самого водителя и происходит ослепление встречных водителей. Снижается также уверенность управления автомобилем и быстрее наступает усталость водителя. Были проведены тесты по оценке влияния изношенных амортизаторов на поведение автомобиля. Тесты показали, что тормозной путь автомобиля, у которого все амортизаторы изношены на 50 %, при движении по прямой на сухой дороге со скоростью 80 км/ час увеличивается на 2.1 метра. С одним неисправным амортизатором тот же автомобиль имеет тормозной путь на 2.6 метра длиннее по сравнению с автомобилем, у которого исправны все четыре амортизатора. При движении по дуге небольшой кривизны автомобиль с одним неисправным задним амортизатором имеет тормозной путь длиннее на 2.3 метра. Эффект еще более заметен на автомобилях, оборудованных антиблокировочной тормозной системой (АБС). Работа системы основана на сигналах, получаемых от колес. Когда колесо скачет по дороге, его угловая скорость непостоянна, и из-за этого в центральный процессор поступают "неправильные" сигналы. Тормозной путь автомобиля с изношенными на 50 % амортизаторами на заснеженной дороге увеличивается на 6.6 метра. В дополнение к этому при изношенных амортизаторах заметно снижается скорость, при которой начинается "аквапланирование". Для автомобиля BMW 520i на дороге, покрытой слоем воды 6 мм, аквапланирование при исправных амортизаторах начиналось при 125 км/час, а при амортизаторах, изношенных на 50 % - при 109 км/час. Если аквапланирование начинается во время поворота, то автомобиль снесет к внешней стороне дуги поворота. Эти проблемы еще больше усугубляются, если автомобиль тяжело нагружен или имеет прицеп: у хорошо нагруженной Vektra с изношенными амортизаторами на мокрой дороге тормозной путь становится длиннее на 7.2 метра. Несмотря на вышеизложенное, в нашей стране, по некоторым оценкам, у 80% автомобилей неисправен хотя бы один амортизатор. Как они устроены Большинство автомобилей оборудовано так называемыми "телескопическими" амортизаторами, состоящими из двух трубок. Верхний конец такого амортизатора крепится к кузову автомобиля, а нижний - к нижнему рычагу подвески. Иногда амортизаторы входят в состав подвески Макферсона, тогда они располагаются внутри спиральной пружины. В некоторых старых машинах применялись амортизаторы рычажного типа, где верхняя часть шкворня поворотного кулака соединялась с корпусом амортизатора посредством качающегося рычага. Несмотря на отдельные различия (о них скажем ниже), все гидравлические амортизаторы "успокаивают" колебания колес за счет того, что масло с силой проталкивается через маленькие калиброванные отверстия (клапаны). Клапаны расположены в поршне, который движется внутри наполненного маслом цилиндра. Размеры и форма этих отверстий различны и, в зависимости от типа автомобиля - семейный, спортивный или вездеход, к каждому типу предъявляются свои требовании по части амортизации. Подвеска семейных автомобилей должна быть мягкой, спортивных - жесткой, вездеходов - надежной. Типичный масляный телескопический амортизатор состоит из двух концентрически расположенных трубок. Трубки сообщаются между собой посредством клапана в нижней части амортизатора. Внутренняя, тщательно обработанная трубка служит рабочим цилиндром, внешняя - масляным резервуаром. В верхней части устройства имеется сальник, через который проходит шток, на конце которого расположен поршень. Поршень находится во внутреннем цилиндре. Противоположный конец штока заканчивается верхней крепежной серьгой. В ответ на усилие со стороны колеса поршень движется либо вверх, либо вниз (это зависит от рельефа дороги). При движении поршня объем внутреннего цилиндра уменьшается или увеличивается, и масло проталкивается через клапаны. Когда колесо поднимается (соответственно, укорачивая амортизатор), шток вместе с поршнем вдвигается в амортизатор, уменьшая, тем самым, объем внутреннего цилиндра. Масло из этого объема вытесняется, причем одна его часть проходит вверх через отверстия в поршне, попадая в рабочую камеру над поршнем, а другая часть проходит через нижний клапан и попадает во внешний масляный резервуар. Когда колесо опускается, шток с поршнем выдвигается из амортизатора, при этом объем под поршнем увеличивается, и там создается вакуум. В этот объем устремляется масло - оно поднимается из масляного резервуара, проходя через нижний клапан, и одновременно опускается из рабочей камеры, расположенной позади поршня, проходя через клапан в поршне. К маслу, заливаемому в любые типы амортизаторов, предъявляются особые требования: оно должно обладать определенной вязкостью, быть стойким к окислению, образованию пузырьков (что снижает амортизирующий эффект) и выдерживать температуру до 160 градусов, так как при интенсивной работе амортизатора на ухабистой дороге выделяется много тепла. Для устранения этих проблем иногда используется сжатый азот. Этот газ снижает пенообразование, повышает амортизирующий эффект и снижает шум. В однотрубных амортизаторах азот закачивается под давлением в нижнюю часть трубки. От масла он отделяется плавающим поршнем и оказывает на масло постоянное давление. Выпускаются также двухтрубные амортизаторы, заполненные азотом под низким давлением. Другие типы амортизаторов "Владение дорогой" и комфорт во время движения можно получить, установив на автомобиль улучшенные амортизаторы. Их можно найти для большинства моделей, причем выпускаются регулируемые амортизаторы, с помощью которых можно изменять характеристику подвески автомобиля от "мягкой" для комфортной езды, до "жесткой" для имитации спортивной езды. Существуют также специальные амортизаторы для особых случаев - с дополнительным объемом воздуха, с полиуретановыми или стальными пружинами, которые задействуются только при тяжело нагруженном автомобиле или при буксировке. Высокая технология С внедрением в работу подвески достижений электроники появились "интеллектуальные" системы - их называют "активными" или "адаптивными". Эти системы непрерывно изменяют амортизационную характеристику подвески в зависимости от качества дороги и режима движения. Пока что они дороги и устанавливаются лишь на немногие автомобили, однако, в ближайшие несколько лет цены должны упасть, и применение таких подвесок расширится. Фирма Sachs разработала системы Еlесtroniс Damping Suspension Соntrоl (электронный амортизатор) и Automatic Suspension (автоматический контроль подвески), а также работает над системой Асtive Roll Stabilizaition (активный стабилизатор качки), в которой будет задействован гидравлический привод с электронным управлением. Моnroe внедрила свою модель амортизатора Sensa-Trac. Эти амортизаторы устанавливаются по специальному заказу, и говорят, что они дают качество амортизации, присущее электронным системам, но стоят дешевле и устроены проще. Конструкция этих амортизаторов позволяет легко устанавливать их взамен серийных. Внешне они выглядят как обычные газовые амортизаторы. Некоторые модели амортизаторов спроектированы так, чтобы частично компенсировать износ остальных элементов подвески. Проверь амортизаторы Существует общепринятый способ проверки состояния амортизаторов - "тест на качание", заключающийся в раскачивании всех четырех углов автомобиля. С его помощью можно очень приблизительно проверить работу подвески. Покачайте угол автомобиля вверх-вниз несколько раз, затем отпустите в нижней точке. Кузов должен сразу подняться и остановиться на нормальной высоте. Если кузов колеблется долго, это говорит о сильном износе амортизатора, если колебаний мало - это может означать, что амортизатор заклинило. Однако в наше время от такого теста меньше толку, чем было раньше. Современные системы подвески имеют в своей конструкции множество дополнительных приспособлений, ограничивающих колебательную способность подвески - это системы "anti-roll", "аnti-dip", "аnti-lean" (системы, ограничивающие колебания автомобиля вдоль различных осей) и стабилизаторы качки. В результате полностью изношенный амортизатор может пройти тест на качание "на ура". Единственный надежный способ проверки амортизатора - снять его с автомобиля и испытать на специальном стенде. Только таким способом можно точно замерить реакцию амортизатора на "сжатие" и его демпфирующую способность. И тем не менее, есть несколько процедур, которые помогут вам определить, что данный амортизатор требует замены. Осмотрите внешнее состояние амортизатора - нет ли подтеков масла (любые подтеки масла, не считая едва заметных, свидетельствуют о неисправности амортизатора), коррозии, вмятин. Осмотрите шток поршня - на нем не должно быть ржавчины и точечной коррозии, так как это выводит сальник из строя. Проверьте состояние опорных чашек пружин (верхней и нижней) и степень коррозии крепежных ушек (серег) амортизатора. Покрутите амортизатор, что позволит выявить износ резиновых вставок в серьгах - эти вставки необходимо заменять при наличии в них видимых трещин, в случае их размягчения или разрушения. Износ крепежных серег затрудняет управление автомобилем и приводит к стукам на неровной дороге. Проверьте также наличие и состояние отбойников (буферов хода сжатия), правильность их расположения. Износ амортизаторов влияет не только на езду, делая ее неприятной и опасной, но также ускоряет износ покрышек, пружин, крепежных втулок рулевого механизма и подвески, зубчатой рейки рулевого механизма, шаровых шарниров, колесных подшипников и даже карданной передачи. Установка амортизаторов В большинстве случаев неисправные амортизаторы приходится полностью заменять, хотя для некоторых типов подвески Макферсона существуют сменные вставки ("картриджи"). В этом случае заменяется только собственно амортизирующий элемент, а остальные детали остаются на месте. Это дешевле и часто упрощает работу. Всегда заменяйте сразу два амортизатора на одном мосту. Если поставить один старый и один новый амортизаторы, то не только затруднится управление автомобилем, но на новый амортизатор будет приходиться нагрузка, превышающая расчетную, что сократит срок его службы. При работе руководствуйтесь инструкцией по проведению ремонтных работ. Для сжатия спиральной пружины (например при разборке подвески Макферсона) обязательно пользуйтесь специальным съемником. Пружина всегда должна быть направлена в сторону от вас и от других людей, потому что, если она выскочит, то сработает как смертоносное оружие. На некоторых моделях машин пружины подвески не помещаются по длине в обычный съемник, и требуется специальный съемник. Это касается моделей Renault 18, Renault 25 и Еcрасе, а самый тяжелый случай - ВМW "5" и ее модификации. Поэтому, прежде, чем разбирать подвеску, убедитесь, что сумеете справиться с пружиной! На некоторых моделях автомобилей, наоборот, совсем не нужно сжимать пружину. Полезные советы Не применяйте для захвата штока плоскогубцы, съемники и прочие зажимы. Его поверхность тщательно отшлифована, и любые царапины быстро испортят сальник - а это наиболее частая причина выхода из строя амортизатора. Перед тем, как закрепить новый амортизатор на автомобиле, установите его именно так, как он будет располагаться в подвеске и несколько раз вручную прокачайте шток туда-сюда на полную длину. Этим вы как бы "раскочегарите" амортизатор и убедитесь в его исправности. При установке сменных картриджей (амортизирующих вставок) плесните на вставку немного машинного масла, что облегчит рассеивание тепла, образующегося при работе амортизатора. При закручивании болтов и гаек соблюдайте требуемые усилия затяжки (моменты). Помните, что окончательная затяжка должна производиться в положении автомобиля "на колесах", т.е. в рабочем положении. И наконец, после замены передних амортизаторов всегда полезно проверить правильность схода и развала передних колес.
|