Конденсаторы цепи питания предназначены для стабилизации напряжения питания усилителей. Конечно, автомобильный аккумулятор трудно упрекнуть в "слабости" - для запуска двигателя зимой нужен существенный запас энергии. Однако особенности работы свинцовых батарей (в частности, ограниченная скорость протекания электрохимических реакций) мешают им мгновенно отдавать высокую мощность "по первому требованию". Поэтому при высоких кратковременных нагрузках (например, при воспроизведении низких частот мощной системой на высокой громкости) напряжение на клеммах аккумулятора существенно снижается.Помимо этого на пиковых нагрузках проявляется эффект падения напряжения на проводах питания, когда напряжение на клеммах усилителя становится ниже, чем на клеммах батареи. В результате монументальная система, занимающая полбагажника, будет испытывать "голодание" при воспроизведении особенно звучных басов, что не замедлит сказаться на качестве и громкости звука. Установка в цепь питания мощного конденсатора (одного или нескольких) позволяет решить эту проблему - в отличие от аккумулятора, конденсатор способен разряжаться практически мгновенно. А нужен ли конденсатор? Наличие хорошего конденсатора заметно увеличивает стоимость системы. Поэтому решение об использовании столь солидного компонента следует принимать только после оптимизации цепей питания с целью сокращения потерь на передачу мощности от аккумулятора к усилителям. Длина кабелей питания должна быть минимальной, сечение - как можно больше. Большое значение также имеет качество контакта в месте подключения - кабели обязательно должны быть оборудованы хорошими соединительными зажимами с малым сопротивлением. После того как все провода укорочены до предела и оснащены блестящими зажимами, следует провести оценку эффективности принятых мер. Включите двигатель, выберите музыку с хорошими басами, и включите ее на полную громкость. Обратите внимание на лампы панели приборов. Если они присваивают себе функции цветомузыки, тускнея при воспроизведении глубокого баса, значит? мощность системы превышает возможности аккумулятора, и покупка конденсатора будет небесполезной. Как выбрать "правильный" конденсатор Основные характеристики конденсатора - емкость и рабочее напряжение. Чем выше эти величины, тем больше габариты конденсатора и значительней цифра в правой колонке прайс-листа. Требуемую емкость конденсатора довольно просто определить с помощью простейшего правила "1 фарад на киловатт выходной мощности". Например, для "поддержания" системы мощностью 250 Вт следует применять конденсатор емкостью 250 000 мкФ (0,25 Ф). Допустимое рабочее напряжение конденсатора (на импортных компонентах этот параметр обозначается аббревиатурой WVDC) должно составлять 20 В. Приобретать конденсаторы с более высокими значениями емкости или напряжения нет смысла - качество звука не улучшится. Помимо емкости и допустимого рабочего напряжения, следует обращать внимание на другую важную характеристику конденсатора - эквивалентное последовательное сопротивление (ESR). Требуемые значения данного параметра приведены в таблице 1. Менее известный, но не менее важный параметр - эквивалентная последовательная индуктивность (ESL) конденсатора. Эта характеристика определяет сопротивление конденсатора при работе на высоких частотах (в частности, в случае подключения конденсатора к мощным импульсным источникам питания). Для того, чтобы конденсатор продолжал выполнять свои функции и на высоких частотах, его эквивалентная последовательная индуктивность должна быть меньше значения того же параметра проводов питания. Нормальное значение составляет приблизительно 1 мкГн. К сожалению, производители конденсаторов далеко не всегда указывают значение ESL. Практически все конденсаторы большой емкости содержат электролит. Испарение электролита со временем приводит к снижению емкости и резкому повышению величины ESR. Стойкость конденсатора к высыханию можно косвенно оценить по указанному диапазону рабочих температур. Как правило, предельная температура работы конденсаторов составляет от 85 С до 105 С. При покупке конденсаторов предпочтение следует отдавать моделям с большим значением предельно допустимой температуры (95 С или выше). Основным преимуществом "высокотемпературных" компонентов является не возможность работы в условиях сауны, а продолжительный срок службы. Специально для максималистов, готовых расстаться со значительной суммой, предлагаются модели конденсаторов со встроенным электронным блоком, контролирующим работу накопителя. Как правило, такие конденсаторы оснащены светодиодным индикатором заряда, либо графическим дисплеем. Некоторые модели оборудованы более полезной опцией - устройством защиты от подключения в неверной полярности. Установка конденсатора по питанию Главное при установке конденсатора - не перепутать полярность (в противном случае можно стать свидетелем выброса электролита). Вообще, конденсатор представляет собой некое подобие сжатой пружины, поэтому любые подключения следует выполнять только после двукратной проверки. Конденсатор следует устанавливать возле усилителя рядом с проводами питания. Не стоит сразу же подключать его к проводам: из-за высокого тока заряда сгорит предохранитель. Заряжать конденсатор следует в следующем порядке: 1. Подключите провод "массы" к отрицательному выводу конденсатора (положительный вывод пока подключать не следует); 2. Возьмите любую автомобильную лампу и включите ее в цепь между "плюсовым" проводом аккумулятора и положительным выводом конденсатора. При этом конденсатор начнет заряжаться, но ток заряда будет меньше, по сравнению с прямым подключением. Процесс заряда конденсатора легко контролировать по "поведению" лампы: она горит во время заряда и гаснет после того, как конденсатор зарядился полностью; 3. Подключите "плюсовый" провод к положительному выводу конденсатора; После этого следует только убедиться, что деньги были потрачены не зря, и хороший бас не "подсаживает" лампочки панели приборов. Если это так, можно приступать к выбору других полезных компонентов, призванных улучшить звучание мощной автомобильной системы или упростить ее эксплуатацию. Ограничители разряда аккумулятора Для того чтобы слушать музыку в автомобиле, не обязательно ехать по дороге. Например, семейный пикник всегда хочется сопроводить звуковым оформлением (как правило, при этом все двери машины открываются настежь, чтобы звук отпугивал диких зверей). Однако после удачно проведенного дня может оказаться, что энергии аккумулятора не хватает, чтобы сдвинуть с места якорь стартера. Чтобы оградить владельцев киловаттных систем от таких казусов, были разработаны ограничители разряда аккумуляторов, отключающие нагрузку при возникновении опасности полного "опустошения" батареи. Таким образом, в аккумуляторе всегда остается достаточно энергии, чтобы завести двигатель. В некоторых новых моделях автомобилей ограничители разряда устанавливаются в базовой комплектации. При срабатывании ограничителя, подключение аккумулятора производится с помощью специальной кнопки (часто ее устанавливают так, чтобы аккумулятор включался при открывании двери). Как правило, ограничители разряда представляют собой небольшие устройства, устанавливаемые возле аккумулятора. Диапазон цен достаточно широк - на рынке встречаются как дешевые китайские изделия, так и солидные аппараты ценой под $100. Экономия не всегда оправданна: в частности, сравнительные испытания ограничителей разряда PriorityStart! ($80) и BatteryBuddy ($40) показали, что более дорогое устройство стабильно оставляет в аккумуляторе достаточно энергии, чтобы завести автомобиль при минус 18 С, а более дешевый ограничитель не всегда точно определяет необходимый запас. Ограничитель разряда включается в цепь между аккумулятором и нагрузкой, поэтому сопротивление является его важнейшей характеристикой. Чем выше сопротивление, тем больше будет падение напряжения на ограничителе при подключении мощной нагрузки. Например, сопротивление ограничителя PriorityStart! не превышает 1 миллиом, и падение напряжения при подключении усилителя мощностью 100 Вт на канал будет незначительным - не более 25 мВ. Однако покупка ограничителя неизвестного происхождения может обернуться пустой тратой денег - некоторые модели имеют сопротивление до 50 миллиом, и ваш усилитель недополучит целый вольт в цепи питания. Если затраты на установку хорошего ограничителя разряда кажутся вам чрезмерными, стоит обратить внимание на индикаторы разряда, стоящие гораздо меньше (приблизительно $10-15). Такие устройства монтируются на приборной панели и подают сигнал, когда батарея разряжается до опасно низкого уровня. В качестве примера такого устройства можно привести распространенную модель Bat Alert производства PAC. Индикатор подключается к разъему 12 В и меняет цвет в зависимости от напряжения в бортовой сети автомобиля. При напряжении свыше 12 В светодиод горит зеленым светом, когда напряжение падает до 11,9 В, свечение меняется на желтое, при падении напряжения ниже 11,5 В, загорается красный светодиод. Такой метод обеспечивает достаточно надежное определение уровня заряда аккумулятора, но имеет существенный недостаток: вам придется постоянно обращать внимание на показания индикатора. Таким образом, если мощность вашей системы составляет несколько сот ватт, ограничитель разряда аккумулятора - весьма нужная вещь. Далеко не всегда то же самое можно сказать о специальных кабелях для соединения между собой компонентов системы, о которых пойдет речь ниже. Кабели Кабели для подключения динамиков Достаточно открыть любой аудиофильский журнал, чтобы понять - кабели являются едва ли не более важными компонентами системы, чем динамики или усилители. Способности экспертов поражают: кто-то может на слух определить, в какой стране добывалась медь для кабеля, другие чувствуют тонкое различие между проводами квадратного и круглого сечений. Нет сомнения, фирменные кабели будут "звучать" лучше, чем четыре метра телефонного провода, но качество звука зависит в основном от сечения кабеля и качества контакта, а не от направления ориентации кристаллов меди, формы в поперечном сечении и прочих "оккультных" факторов. По сравнению с обычным медным проводом достаточного сечения, преимущества "фирменных" проводов сводятся к косметическим отличиям. Кабели для динамиков следует выбирать по величине сопротивления. Для подключения 4-оммных динамиков желательно использовать провода с сопротивлением менее 0,1 Ом. Использование проводов с более высоким сопротивлением может привести к появлению искажений при воспроизведении глубоких басов. Сопротивление сильно зависит от длины провода и его сечения. В таблице 2 данные, позволяющие выбрать сечение провода в зависимости от его длины (приведены минимальные значения). Провода с таким сечением гарантированно имеют сопротивление менее 0,1 Ом. При использовании более коротких проводов (или проводов увеличенного сечения) сопротивление будет еще меньше. Поскольку при инсталляции систем часто применяются импортные кабели, данные о сечении проводов приведены в виде калибра AWG (American Wire Gauge). Чем меньше калибр AWG, тем больше диаметр провода (см. таблицу 3). При использовании динамиков сопротивлением 2 Ом от соответствующего значения калибра AWG следует отнять 2. Например, при длине до 9 м следует взять кабель калибра 10. Кабели для соединения компонентов Как и провода для подключения динамиков, фирменные кабели для соединения компонентов обладают массой загадочных особенностей, за наличие которых производители предлагают заплатить нешуточные деньги. Чаще других упоминаются особый материал изоляции и "правильный" импеданс. Однако обращать внимание на значения этих величин стоит лишь при передаче СВЧ-сигналов или в случае очень длинных проводов, а на передачу сигнала звуковой частоты в пределах автомобиля эти факторы не оказывают совершенно никакого влияния. Покрытие проводов слоем золота обеспечивает дополнительную защиту от коррозии, но тратить на них небольшое состояние нерационально - гораздо разумнее приобрести позолоченные наконечники. Чтобы не вызвать бурю негодования со стороны убежденных аудиофилов, отметим возможное преимущество "фирменных" кабелей перед обычными - лучшее экранирование и, соответственно, более надежную защиту от шума. Это преимущество может проявляться в следующих случаях: - используются соединительные кабели большой длины (например, от головного устройства к усилителям, установленным в багажнике);
- по кабелю передается низковольтный (менее 2 В) сигнал уровня предусилителя;
- в системе используются усилители высокой мощности (свыше 2 ? 100 W).
К сожалению, производители кабелей редко указывают степень защиты от шума в виде количественной величины, предпочитая подчеркивать экзотические особенности своей продукции. В лучшем случае, приводятся фразы типа double-shielded (двойное экранирование) либо 100 % foil shield (сплошное экранирование фольгой). Здесь необходимо заметить, что экранирование не всегда является стопроцентной мерой защиты от шума: часто лучшие характеристики достигаются при использовании неэкранированной витой пары. Таким образом, самые дорогие кабели едва ли обеспечивают какие-либо серьезные преимущества, по сравнению с более доступными моделями. Для соединения компонентов системы следует покупать простые экранированные кабели с наконечниками. Возможно, единственная особенность, на которую следует обращать внимание - наличие в кабеле дополнительного провода для дистанционного включения усилителя, что избавит вас от необходимости прокладки лишних проводов. Не верьте рекламе!
|