Портал для водителей

Сегодня: Суббота, 27 Апреля 2024

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Объявления
Наш опрос
Есть ли у отечественного автопрома перспективное будущее?
Всего ответов: 44
Новые файлы
Наши партнёры

Мир АвтоВаз



Наклейки на авто

OPEL TEAM

Новые комментарии



ЕЩЕ КОММЕНТАРИИ...

Главная » Статьи » Сделай сам » Car Audio

Настройка аудио системы

Установочные работы завершены. Протянуты десятки метров проводов, закреплены динамики, усилители и кроссоверы. Очень хочется поставить любимый диск и расслабиться. Но пока делать этого нельзя - работы еще много. Предстоит один из самых ответственных этапов инсталляции - настройка.

Настройка частот кроссоверов

Начинать настройку системы следует с регулировки частот среза кроссоверов. Прежде всего необходимо установить "правильные" значения нижней частоты кроссовера вуфера и верхней частоты кроссовера твитера.
Оптимальное значение частоты среза уникально для каждого динамика. Тем не менее при настройке кроссовера можно воспользоваться паспортным значением частоты, либо определить эту величину по частотной характеристике динамика. Проблема в том, что частотные характеристики динамиков с приемлемой точностью производители приводят крайне редко, так же как и конкретные значения рекомендуемых частот среза. Поэтому, скорее всего, настройку кроссовера придется выполнить самостоятельно. В зависимости от конструкции динамика порядок настройки меняется. Рассмотрим конкретные случаи:

- В системе установлены раздельные динамики, в комплекте с которыми были куплены мощные кроссоверы. Раздельные динамики часто продаются в комплекте с кроссоверами (разумеется, они предназначены для работы с сигналом уровня динамиков). В этом случае определение частоты сильно упрощается - кроссоверы следует настраивать на ту же частоту, на которую настроены кроссоверы "из коробки".

- В паспорте на динамики приведены частотные характеристики. В идеальном случае верхняя частота, на которой происходит "завал" частотной характеристики вуфера должна быть выше нижней границы воспроизводимых частот твитера. В этом случае верхняя частота кроссовера вуфера и нижняя частота кроссовера твитера должны быть одинаковы. Если же верхняя частота вуфера "недотягивает" до нижней частоты твитера, то кроссоверы настраиваются иначе. Частота кроссовера вуфера при этом должна превышать частоту кроссовера твитера. Например, если кроссовер твитера настроен на значение 3,5 кГц, кроссовер вуфера должен "давить" сигнал с частотой выше 5 кГц.

- В коробке с динамиками не было ни кроссоверов, ни паспорта с частотными характеристиками. Если производитель динамиков не посчитал нужным сообщить частотные характеристики своей продукции, эти параметры придется определять, исходя из общих эмпирических правил. Как правило, чем меньше диаметр вуфера, тем дальше простирается его частотная характеристика (в область верхних частот, разумеется). Таким образом, для приблизительного определения частот кроссоверов в этом случае достаточно иметь под рукой линейку и данные табл. 1.
Не забывайте, что при использовании даже самых точных методов настройки главный критерий качества - ваш слух. После того как вы отрегулируйте все компоненты системы "по книжке", попробуйте поэкспериментировать - возможно, для достижения идеального звучания нужно немного нарушить теоретические правила.

Настройка верхних частот кроссоверов вуферов

Если в машине нет сабвуфера, а тыловые динамики используются только для "заполнения" салона звуком, то можно вообще не ограничивать верхнюю частоту сигнала вуферов. Когда функцию саба выполняют тыловые динамики (то есть они работают на высокой громкости, снабжая басами весь салон автомобиля), кроссоверы фронтальных вуферов можно установить на частоту 150 Гц. Это позволит динамикам играть громче без искажений. Мощность воспроизведения басов при этом снизится незначительно, тем более что спереди обычно устанавливаются вуферы небольшого диаметра.
В случае если за глубокие басы отвечает саб, ситуация меняется. При наличии сабвуфера, все вуферы должны быть оснащены кроссоверами. Частота среза зависит от крутизны характеристики кроссовера: если этот параметр составляет 6 дБ/окт, следует установить частоту 200 Гц, кроссовер с более крутой характеристикой (12 дБ/окт и более) нужно настроить приблизительно на 150 Гц.
Таблица 1. Приблизительные значения частот кроссоверов для вуферов разного диаметра

Регулировка мощности на твитерах и вуферах

После установки частот кроссоверов начинается более трудоемкий этап настройки системы - регулировка мощности, подаваемой на динамики. Сложность заключается в том, что необходимо не только правильно отрегулировать баланс между твитерами и вуферами, но и корректно поделить мощность между тыловыми и фронтальными динамиками. При этом общая мощность должна не должна быть слишком "зажата" (мощные компоненты должны отрабатывать потраченные на них деньги), но и не слишком высока - иначе начнутся искажения.
Для настройки мощности требуется, чтобы в системе были установлены кроссоверы с возможностью регулировки сигнала на выходе, а также усилители с регуляторами входной мощности. Еще раз убедившись в их наличии, можно приступать к настройке. Как всегда, будем рассматривать различные варианты построения системы.

Системы с раздельными кроссоверами/общим кроссовером

1. Установите ручку баланса в среднее положение. Все регуляторы тембра и ручки эквалайзера нужно также поставить по центру.
2. Установите регуляторы мощности усилителей в положение минимума, а регуляторы кроссоверов - на максимум.
3. Включите музыку, и слегка поверните регулятор громкости головного устройства - так, чтобы звук было едва слышно. Продолжайте прибавлять громкость, пока не станут слышны искажения. После этого слегка убавьте громкость, и оставьте регулятор в этом положении.
4. Поверните регулятор мощности на усилителе фронтальных вуферов. Продолжайте прибавлять мощность, пока не начнутся искажения, либо пока не громкость не станет слишком высокой. Если появятся искажения, слегка уменьшите громкость.
5. С помощью регулятора громкости головного устройства уменьшите громкость до нормального уровня.
6. С помощью регулятора мощности тылового усилителя установите оптимальный баланс между фронтальными и тыловыми динамиками.
7. Поверните регулятор баланса так, чтобы звучали только передние динамики. Затем, используя регулятор мощности усилителя фронтальных твитеров, отрегулируйте тембр звучания. Таким же образом настройте тембр звучания тыловой акустики.

Система с параллельным включением тыловых и фронтальных динамиков

1. Повторите операции 1, 2 и 3, описанные выше.
2. Поверните регулятор мощности на усилителе, работающем на вуферы. Продолжайте прибавлять мощность, пока не начнутся искажения, либо пока не громкость не станет слишком высокой. Если появятся искажения, слегка уменьшите громкость.
3. С помощью регулятора громкости головного устройства уменьшите громкость до нормального уровня.
4. Используя регулятор мощности усилителя, работающего на твитеры, отрегулируйте тембр звучания.

Система с широкополосными задними динамиками

1. Повторите все операции, описанные для систем с параллельным включением динамиков.
2. Используя регулятор мощности усилителя, работающего на широкополосники, отрегулируйте баланс между фронтальными и тыловыми динамиками.

Экономичная система с широкополосными задними динамиками (с использованием усилителя головного устройства)

1. Повторите операции 1 и 2, описанные для систем с раздельным включением динамиков.
2. Включите музыку и установите громкость на нормальный уровень с помощью регулятора громкости головного устройства.
3. Используя регулятор мощности усилителя, работающего на широкополосники, отрегулируйте баланс между фронтальными и тыловыми динамиками.
4. Используя регулятор мощности усилителя, работающего на твитеры, отрегулируйте тембр звучания.

Регулировка мощности и частоты сабвуфера

После окончания утомительных операций по настройке звучания вуферов и твитеров, следует заняться регулировкой самого солидного компонента системы - саба. Для его настройки нужно запастись несколькими дисками с вашей любимой музыкой.
Желательно, чтобы музыка была разной по характеру - едва ли вам нужна система, настроенная исключительно под одну группу. Включите музыку и установите частоту кроссовера саба на отметку 100 Гц. Если в кроссовере предусмотрена функция bass boost (то есть характеристику можно "поднять" на частоте 40-45 Гц), для начала отключите ее. Используя регулятор мощности на усилителе саба, установите уровень мощности, соответствующий оптимальному звучанию басов (точнее, так, чтобы басов чуть-чуть не хватало). Переключатель полярности (если такой имеется) также нужно установить в положение, обеспечивающее лучший бас. Как правило, смена полярности сказывается на качестве звучания незначительно.
Если вы планируете использовать функцию bass boost, включите ее. В большинстве случаев, разница сразу чувствуется - бас становится более упругим. Однако может оказаться, что саб "не тянет" повышенную нагрузку. В этом случае низкие частоты воспроизводятся с заметными искажениями, и bass boost следует выключить.
После этого пора приступать к тонкой настройке. Цель - добиться максимально натурального звучания баса, средства - регуляторы частоты кроссовера и мощности усилителя. При настройке помните, что в движении вам понадобится больше баса для преодоления дорожного шума. В идеале звучание баса должно одинаково хорошим как на дороге, так и на стоянке.

Категория: Car Audio (26 Октября 2007)
Просмотров: 13728 | Рейтинг: 4.6/10 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный блок
Логин:
Пароль:

Ваш IP: 3.141.199.243

Ленты новостей RSS
Поиск по сайту
Форум

Популярное

Новое


Новые статьи
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Наша кнопка

TUNING-ZONE Автопортал

Зарегистрировалось

Всего: 550
Сегодня: 0
Вчера: 0
За неделю: 2
За месяц: 12


Copyright Цыганков Дмитрий © 2024
При любом использовании материалов сайта ссылка на TUNING-ZONE обязательна.
Rambler's Top100