Портал для водителей

Сегодня: Суббота, 27 Апреля 2024

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Объявления
Наш опрос
Что Вы хотите больше видеть на портале TUNING-ZONE?
Всего ответов: 50
Новые файлы
Наши партнёры

Мир АвтоВаз



Наклейки на авто

OPEL TEAM

Новые комментарии



ЕЩЕ КОММЕНТАРИИ...

Главная » Статьи » Полезные статьи » Car Audio

Выбираем компоненты:кроссовер

Покупка аудиотехники - дело серьезное. Перед тем как идти в магазин, следует четко определиться с выбором схемы будущей системы и иметь представление о технических характеристиках ее компонентов (в идеальном случае - знать конкретные модели). Проблему выбора подходящей схемы можно решить путем прочтения подшивки "12В". Если вы решили обновить головное устройство, выбирайте модель с двумя парами выходов предусилителя - иначе функции регулятора баланса сведутся к украшению интерьера.

Какой кроссовер лучше?

Универсальных критериев, которым должен соответствовать хороший кроссовер, не существует - все определяется конкретным случаем. Различные схемы систем требуют применения кроссоверов различной конфигурации, с разными значениями частоты среза и крутизны частотной характеристики.
Типовая схема кроссовера приведена на рис. 1. Входы и выходы кроссовера рассчитаны на сигнал уровня предусилителя. Заметим, что данная схема является самой распространенной, но не единственной, и, возможно, для вашей системы можно найти более удачный вариант. Например, для головных устройств без выходов предусилителя, придется обратить внимание на мощные кроссоверы, работающие с сигналом уровня динамиков. Выбрав кроссовер, не следует полагаться на обозначения входов rear (тыловики) и front (фронтальные динамики) либо woofers (вуферы) или subwoofer (сабвуфер). Заводские настройки кроссоверов с такими обозначениями могут не вполне соответствовать потребностям вашей системы. Гораздо важнее для кроссовера наличие регуляторов уровня сигнала на каждой паре выходов.
Требования к основным характеристикам кроссовера - частоте среза и крутизне спада характеристики - приведены в таблице 1.

Крутизна спада характеристики кроссовера твитера должна составлять как минимум 12 дБ на октаву. Если характеристика более пологая, то придется "задирать" частоту фильтра, чтобы на ВЧ-динамик не попала избыточная низкочастотная мощность. Для улучшения качества звучания крайне желательно, чтобы крутизна характеристики фильтра низкой частоты вуфера соответствовала тому же параметру фильтра верхней частоты твитера.
Не менее важно соблюдать требования к крутизне спада характеристики фильтра сабвуфера - она должна должна быть не меньше 18 дБ на октаву. При такой характеристике кроссовера саб можно располагать в любом месте салона. Менее "обрывистая" характеристика вызовет попадание на саб верхних частот, воспроизведение которых лучше доверить вуферу. При этом расположение саба будет легко определяться на слух, что обычно приводит к деградации звуковой картины (действительно, довольно странно, когда бас-гитара звучит откуда-то из-под сиденья). Впрочем, этим правилом можно пренебречь, если саб выполнен по схеме с узкополосным ящиком - в этом случае достаточно 12 дБ на октаву. Тип кроссовера саба не имеет большого значения - он может быть как отдельным, так и совмещенным с кроссовером вуфера.

Неплохо, если в кроссовере сабвуфера предусмотрена возможность регулировки частоты - это позволяет более качественно "подружить" саб с остальными компонентами системы. Дело в том, что предсказать оптимальную частоту фильтра саба для каждого конкретного случая практически невозможно, гораздо проще отрегулировать этот параметр "на месте", устранив нежелательные пики или провалы звучания в низкочастотной области. Хорошего баса не бывает слишком много, поэтому кроссовер вашей системы просто обязан иметь функцию усиления глубоких басов (обычно такая опция называется bass boost, но возможны варианты). Как правило, характеристика таких устройств имеет подъем в 5-10 дБ на частотах 40-45 Гц, что положительно сказывается на звучании большинства систем и не доводит саб до перегрузки. Также следует убедиться, что кроссовер оснащен переключателем полярности и фильтром сверхнизких (дозвуковых) частот.

Выбор усилителя для системы с биампингом

Основной проблемой при выборе усилителей для биампинга является определение "распределения" общей мощности системы по отдельным усилителям. Как уже отмечалось, чем выше частота динамика, тем меньше относительная мощность, требуемая для ее воспроизведения. Соответственно, точное значение мощности будет также зависеть от частоты среза кроссовера. Нижняя частота кроссоверов твитеров, как правило, составляет не менее 2400 Гц. При такой частоте среза мощность усилителя твитера будет составлять не более 5 % от суммарной мощности системы.
Мощность усилителя саба зависит от частоты кроссовера еще сильнее, правда, в этом случае регулируется только верхняя частота. Сдвигая частоту среза вниз, мы снизим "аппетит" саба, но пропорционально возрастет требуемая мощность усилителя вуфера. Соответственно увеличение верхней частоты увеличивает мощность, подаваемую на саб, и разгружает вуфер.
Для большинства систем можно пользоваться соотношением "5% мощности - твитеру, 40% - сабвуферу" (величины вычисляются относительно суммарной мощности усилителей системы). Независимо от наличия саба, мощность усилителя твитера должна составлять 5%.
Пример: вы выбираете усилитель для системы с биампингом. Для вуферов приготовлены усилители мощностью 100 Вт на канал, сабвуферы решено не использовать. В этом случае усилители твитеров должны иметь мощность не меньше 5 Вт на канал (фактически придется покупать 18-ваттный усилитель - меньше не найдете).
Другой пример: суммарная мощность системы 400 Вт (как и в предыдущем примере), но система уже включает в себя сабвуфер. При этом суммарная мощность распределится между усилителями следующим образом:


  • Усилители твитера - 5 Вт на канал.
  • Усилитель саба - около 160 Вт.
  • Усилители вуферов - 220 Вт (то есть 55 Вт на канал).

Выбор динамиков

Если вас не страшат финансовые затраты и вы решили построить систему по схеме с биампингом, следует отдать предпочтение отдельным (компонентным) динамикам. В принципе можно использовать и коаксиальные акустические системы, но тогда у них должны быть отдельные выходы для каждого из динамиков. Вообще коаксиальные компоненты не самый оптимальный выбор. В жертву компактности при этом приносится гибкость в выборе места установки твитера, что зачастую бывает очень важно.

Выбор схемы системы

Ниже приведены схемы систем с биампингом, головные устройства которых оснащены двумя парами выходов уровня предусилителя. Наличие таких выходов является большим "плюсом", поскольку позволяет использовать для настройки баланса соответствующий регулятор на головном устройстве. Из рассмотренных ниже пяти схем (см. таблицу 2), три предусматривают возможность такой регулировки. Первая схема отличается бескомпромиссным качеством звука и высокой гибкостью настроек, четвертая и пятая схемы оптимизированы по параметру "цена/качество".

Таблица 2 Схемы систем с биампингом. (используются головные устройства с двумя парами выходов уровня предусилителя)

Данная схема позволяет использовать регулятор баланса на головном устройстве. Кроме того, схема предоставляет возможность индивидуальной настройки частот кроссоверов для тыловой и фронтальной акустики. На рынке предлагаются модели кроссоверов, выполненные в виде единого устройства.

Схема с общим кроссовером не рекомендуется к применению из-за трудности настройки уровня мощности на фронтальных/тыловых динамиках. При использовании данной схемы ручка регулировки баланса на головном устройстве не функционирует.

Схема позволяет использовать только два усилителя вместо четырех. Недостатки: и на фронтальные и на тыловые динамики подается одинаковая мощность, баланс не регулируется.

Схема позволяет сэкономить на стоимости одного усилителя и одного кроссовера (качество звучания практически не снижается). Ручка регулятора баланса на головном устройстве функционирует.

Схема требует только два усилителя вместо четырех и может использоваться в системах, где основная часть мощности подается только на одну из пар динамиков. Также отпадает необходимость во втором кроссовере. Регулятор баланса на головном устройстве функционирует.

Схема с отдельными кроссоверами

Одного взгляда на схему достаточно, чтобы понять: этот вариант наиболее "затратный". Однако высокая стоимость является единственным недостатком такой системы. Среди рассмотренных вариантов данная схема обеспечивает наибольшую мощность, качество звука и гибкость настроек. При проектировании такой системы вы получите возможность выбора различных моделей кроссоверов для различных динамиков. Важным преимуществом схемы с отдельными кроссоверами, является возможность регулировки баланса мощности между фронтальными и тыловыми динамиками с помощью регулятора на головном устройстве.

Схема с общим кроссовером

Схема с общим кроссовером приведена, скорее, как пример неудачного построения системы. Конечно, такое решение позволит сэкономить на приобретении одного кроссовера (стоит заметить, что кроссоверы - отнюдь не самые дорогие компоненты системы). Однако взамен вы получаете массу неудобств: регулятор баланса головного устройства не действует, и распределить мощность между тыловой и фронтальной акустикой можно лишь с помощью регуляторов мощности на усилителях. Поскольку при этом еще следует поддерживать правильное соотношение между мощностью сигналов для твитеров и вуферов, настройка системы превращается в весьма нетривиальную задачу. Итак, схема с общим кроссоверов к употреблению не рекомендуется.

Схема с параллельным включением фронтальных и тыловых динамиков

Несколько более удачным решением является схема с параллельным включением фронтальных и тыловых динамиков. К несомненным достоинствам такого варианта является низкая стоимость - устраняются сразу два недешевых усилителя и один кроссовер. Расплатой за это станет равный уровень мощности спереди и сзади без возможности скорректировать баланс. Кроме того, усилители в данном случае работают на 2-оммную нагрузку. Таким образом, усилители должны быть достаточно "стрессоустойчивыми" и располагаться в хорошо вентилируемом месте.

Схема с широкополосными тыловыми динамиками

Данная схема может служить примером удачного компромисса между стоимостью и качеством звучания. Как видно, биампинг здесь используется только для передней пары динамиков, а сзади используются широкополосники (как правило, коаксиальные). В результате из затрат на построение системы вычитается стоимость одного усилителя и одного кроссовера. В отличие от многих "бюджетных" схем, регулятор баланса не теряет своей функциональности.
При правильном подборе компонентов такая система будет звучать не хуже системы с раздельными кроссоверами.

Экономичная схема с широкополосными тыловыми динамиками

Схема практически идентична предыдущему варианту, но использует на один усилитель меньше за счет использования встроенного усилителя головного устройства. Такое решение хорошо подходит для систем, где основная мощность идет на фронтальную акустику, а тыловые динамики работают на сравнительвно небольшом уровне громкости и используются для исправления звуковой картины (обычно для этого достаточно 1/10 общей мощности системы). Таким образом, совместно с головным устройством мощностью 10 Вт на канал можно использовать усилители (с соответствующими фронтальными динамиками) мощностью 100 Вт на канал. Регулировка баланса производится ручкой на головном устройстве.

Категория: Car Audio (26 Октября 2007)
Просмотров: 12166 | Рейтинг: 2.6/5 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный блок
Логин:
Пароль:

Ваш IP: 3.15.221.67

Ленты новостей RSS
Поиск по сайту
Форум

Популярное

Новое


Новые статьи
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Наша кнопка

TUNING-ZONE Автопортал

Зарегистрировалось

Всего: 550
Сегодня: 0
Вчера: 0
За неделю: 2
За месяц: 12


Copyright Цыганков Дмитрий © 2024
При любом использовании материалов сайта ссылка на TUNING-ZONE обязательна.
Rambler's Top100