Настройка уровня мощности усилителя - Car Audio - Сделай сам - Каталог статей - TUNING-ZONE портал для водителей

Портал для водителей

Сегодня: Суббота, 03 Декабрь 2016

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Объявления
Наш опрос
Какой тип кузова Вам нравится?
Всего ответов: 177
Новые файлы
Наши партнёры

Мир АвтоВаз



Наклейки на авто

OPEL TEAM

Новые комментарии



ЕЩЕ КОММЕНТАРИИ...

Главная » Статьи » Сделай сам » Car Audio

Настройка уровня мощности усилителя

Настройка уровня мощности в схемах с двумя усилителями

1. Установите регуляторы мощности усилителей в положение минимума, а регулятор баланса на головном устройстве - в центральное положение (в большинстве устройств у регулятора есть мягкая фиксация этого положения). Если в системе используются регулируемые конвертеры, то их регуляторы также должны быть установлены в минимальное положение.

2. Включите свою любимую музыку и слегка поверните регулятор громкости головного устройства так, чтобы звук было едва слышно. Продолжайте прибавлять громкость, пока хотя бы один из динамиков не начнет давать искажения. После этого слегка убавьте громкость и оставьте регулятор в этом положении.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если динамики звучат настолько тихо, что трудно определить точку появления искажений, следует немного увеличить громкость с помощью регуляторов мощности на усилителях.

3. Если на пути к усилителям установлены конвертеры сигнала с регуляторами мощности, верните собственные регуляторы усилителей в положение минимума и поднимите выходную мощность с помощью регуляторов на конвертере. Так же, как и для головного устройства, громкость звучания следует увеличивать до появления искажений, затем ее следует слегка уменьшить, чтобы искажения исчезли. Если искажения не появились, установите регуляторы мощности на конвертерах в положение максимума.

4. Поверните регулятор мощности на переднем усилителе. Продолжайте прибавлять мощность, пока не начнутся искажения, либо пока не заболят уши (настройку мощности желательно проводить днем и подальше от жилых домов). Если появятся искажения, слегка уменьшите громкость.

5. С помощью регулятора громкости головного устройства уменьшите громкость до нормального уровня.

6. Увеличьте мощность тылового усилителя так, чтобы установился оптимальный баланс между фронтальными и тыловыми динамиками.

Настройка уровня мощности в схемах с одним усилителем

В случае если ваша система построена по одной из "экономичных" схем, для настройки мощности нужно выполнить следующие операции:

1. Установите регуляторы мощности усилителей и конвертеров на минимум. Ручка баланса на головном устройстве при этом должна быть установлена в положение, соответствующее каналу, к которому подключен усилитель.

2. Включите музыку и поверните регулятор громкости головного устройства в положение, соответствующее началу искажений в одном из динамиков, затем слегка назад, так, чтобы искажения исчезли. Как и в предыдущем случае, если динамики звучат слишком тихо, и появление искажений трудно определить на слух, слегка увеличьте громкость звучания с помощью регуляторов на усилителях.

3. После настройки уровня громкости головного устройства повторите ту же операцию для регуляторов мощности сигнала на конвертерах (если таковые имеются). Поворачивайте регуляторы, пока не появятся искажения, затем возвратите их в положение, при котором искажения еще не начинаются. Если регуляторы установлены на максимум, а искажений нет, следует оставить их в этом положении. После этого следует поставить ручку громкости на головном устройстве в "нулевое" положение. 4. Установите ручку баланса на головном устройстве в среднее положение.

5. Отрегулируйте громкость на головном устройстве до нормального уровня.

6. Используя регуляторы мощности на усилителях, распределите мощность между фронтальными и тыловыми динамиками в нужной пропорции.

Эквалайзер: быть или не быть?

Долгое время наличие эквалайзеров было визитной карточкой систем класса hi-end. С тех пор утекло немало воды, и сейчас желающих установить эквалайзер стало меньше. Многие придерживаются убеждения "чем меньше, тем лучше", обоснованно полагая, что дополнительные компоненты системы вносят свою долю в увеличение шумов и искажений. Действительно, применение хороших динамиков и сабвуферов, а также установка их в правильных местах во многом снижает потребность в эквалайзере.
В то же время акустические свойства салона автомобиля способствуют образованию частотных пиков и "завалов". При этом, какими бы совершенными ни были ваши динамики, искажения звучания не избежать. Как правило, "автомобильный" звук характеризуется гулким резонирующим басом, а также искаженными средними и высокими частотами (искажения в этих областях образуются в основном благодаря отражению звука от стекол машины). Эквалайзер пока остается лучшим средством устранения подобных проблем.
Сколько полос должен иметь эквалайзер

Прежде чем покупать эквалайзер, необходимо определиться с числом полос аппарата (см. рис. 1).
Пяти- и семиполосные эквалайзеры, несмотря на обилие регулировок, не помогут справиться с узкими частотными пиками и завалами, характерными для конкретного автомобиля. В то же время такие устройства дают намного большую гибкость в настройке звучания, чем пара обычных регуляторов баса и верхних частот. Кроме того, подобные эквалайзеры просты в установке и продаются по приемлемым ценам.
Графические на 13-30 полос, а также параметрические эквалайзеры являются более сложными инструментами для исправления звучания. Используя такие аппараты, вы сможете компенсировать все недостатки звучания, порожденные специфическими свойствами салона автомобиля. Но, как и все профессиональные устройства, многополосные эквалайзеры недешево стоят. К тому же, купив такой аппарат, вы едва ли сможете настроить его на слух - для правильной настройки потребуется частотный анализатор на 1/3 октавы.
Десятиполосные эквалайзеры занимают промежуточное положение между "усложненными регуляторами тембра" и профессиональными инструментами.

Впрочем, это не значит, что в дополнение к эквалайзеру вам придется обзаводиться еще и частотным анализатором в любом серьезном магазине, где продается автомобильная акустическая техника, такой прибор имеется, и за разумную плату вам помогут настроить эквалайзер. Профессиональные эквалайзеры, как правило, настраиваются только один раз и больше регулировке не подвергаются. По этой причине, такие аппараты не следует устанавливать на всеобщее обозрение, чтобы любители "подвигать ручки" не испортили результатов труда квалифицированных настройщиков. С той же целью рекомендуется отметить положение каждого регулятора.
В качестве примера неплохого эквалайзера можно отметить аппарат EQL Series II от AudioControl (см. рис. 2). Эквалайзер имеет 13 полос, причем на низких частотах ширина полос составляет 1/2 октавы, в то время как на остальных - 1 октава. Поскольку эквалайзеры служат в основном для исправления звучания басов, данный эквалайзер, по сути, обладает характеристиками 20-полосного аппарата за цену 13-полосного.
Если вы являетесь активным участником соревнований по автозвуку, стоит обратить внимание на другое изделие той же фирмы - 30-полосный EQT Series II (см. рис. 3). Увы, спорт обходится недешево - пара таких эквалайзеров (потребуется именно пара, поскольку устройства одноканальные) облегчит ваш кошелек ровно на $600.
Параметрические эквалайзеры выпускаются уже долгое время, но так и не смогли сравниться по популярности с графическими собратьями. Причиной этого является неудобство настройки: параметрические эквалайзеры имеют всего одну ручку выбора частот и одну - регулировки усиления. Следует отметить, что параметрический эквалайзер способен справиться с любыми неровностями частотной характеристики, но в большинстве случаев не может быть настроен без частотного анализатора.

Подключение эквалайзера

На рисунке 4 приведена типовая схема подключения эквалайзера уровня предусилителя (такие аппараты часто ошибочно именуют пассивными эквалайзерами).
Некоторые модели оборудованы не только входами уровня предусилителя, но и входами для сигнала уровня динамиков. Поскольку большинство эквалайзеров представляют собой двухканальные устройства, при их подключении ручка регулировки баланса на головном устройстве становится бесполезной. Модели, предназначенные для установки на переднюю панель, часто имеют собственный регулятор баланса. Если же такого регулятора нет, то баланс устанавливается путем регулировки мощности внешних усилителей. Настройка эквалайзера
Если вам необходимо настроить эквалайзер с десятью или меньшим количеством полос, в этом деле можно полагаться исключительно на собственные уши. Для настройки более серьезного аппарата уже потребуется частотный анализатор. Стоить заметить, что если вам удалось достать частотный анализатор, его можно применить и для настройки простого 5-полосника.

Настройка эквалайзера "на слух"

Подготовка. Перед началом настройки следует установить в положение flat регуляторы басов и верхних частот на головном устройстве. То же следует проделать и со всеми регуляторами эквалайзера. Ручка баланса при этом должна занимать положение, в котором она находится обычно при прослушивании музыки. Затем поставьте свой любимый CD, и установите нормальный уровень громкости. Выбору музыки также следует уделить особое внимание: во-первых, запись должна быть качественной (звучание желательно проверять на домашней системе), во вторых, в ней должен присутствовать весь спектр звуковых частот: от низких (барабаны) до высоких (цимбалы). Желательно, чтобы в музыке присутствовали "живые" инструменты, например пианино или саксофон, а не электронные.
Подвигайте каждый регулятор эквалайзера в крайние положения, отмечая акустический эффект. Попытайтесь сопоставить каждый из регуляторов с его влиянием на какой-то определенный тип звука, например "гулкий бас", "плотный бас", "женский вокал" и т.п. Впоследствии это поможет быстро исправить звук, если вам не понравится звучание баса или покажется слишком приглушенным вокал.
Настройка низких частот. Область низких частот оказывается в наибольшем выигрыше от установки эквалайзера. Обычно в звучании автомобильных систем слишком сильно подчеркнут мидбас, поэтому приблизительно с 200 Гц нужно снижать уровень усиления. Если вы используете 7-полосный эквалайзер, регулятор 150 Гц нужно сдвинуть на треть хода вниз. В 10-полосном эквалайзере нужно сдвинуть на четверть хода вниз регуляторы 120 Гц и 250 Гц. Скорее всего, не помешает немного усилить глубокий бас с частотой 60 Гц помимо улучшения звучания, это поможет устранить эффект маскирования дорожным шумом. Не стоит чрезмерно "задирать" эту частоту - трети хода регулятора будет достаточно.
Регулятор сверхнизких частот (30 Гц) лучше оставить в покое, т.е. в центральной позиции. Очень немногие системы способны эффективно воспроизводить такие низкие частоты, и в большинстве случаев вы получите лишь резкое ухудшение звучания, большие искажения при воспроизведении басов и неэффективные потери мощности.
Настройка всего спектра частот. Закончив с регулировкой басов, можно приступать к самому интересному - настройке собственно звучания. Один за другим, меняйте положение регуляторов эквалайзера и вслушивайтесь в музыку, оценивая эффект. Обращайте внимание на отдельные инструменты, звучание голоса, на точность передачи звука в целом. Помните, что зачастую кажется "лучше - значит громче", и постепенно все регуляторы могут оказаться в крайних максимальных положениях. Вообще, при качественной настройке регуляторы эквалайзера отклоняются от средних положений незначительно.
После этого следует поставить CD с другой музыкой, и проделать те же операции. Так постепенно вы подберете положения регуляторов, которые в равной степени подходят для любой музыки. Эти положения необходимо отметить маркером на корпусе эквалайзера.
Если при прослушивании определенных композиций хочется прибавить низких или высоких часто, для этого лучше использовать регулятор тембра.

Что такое маскирование дорожным шумом?

Прежде всего следует дать определение дорожному шуму. Дорожный шум - это шум, который вы слышите при движении на вашем автомобиле. Как правило, он складывается из шума двигателя, шума шин и аэродинамического шума. Конечно же, характер шума зависит от модели автомобиля, от скорости движения, от того, опущены стекла или нет, и от множества других факторов. Тем не менее, дорожный шум всегда образуется в основном низкими частотами.
Маскирование дорожным шумом - это эффект, заключающийся в том, что при движении звучание музыкальных низких частот кажется недостаточно громким. Причина здесь не только в интерференции - чувствительность уха к низким частотам действительно снижается при восприятии им дорожного шума. Это означает, громкость воспроизведения высоких частот при движении следует слегка увеличить, по сравнению с нормальными условиями прослушивания. Обычно достаточно усиления на 5 дБ в диапазоне частот от 45 до 100 Гц.

Настройка с помощью частотного анализатора

Если вы считаете, что обладание частотным анализатором превратит настройку эквалайзера в развлечение, вы ошибаетесь. Использование этого серьезного аппарата потребует от вас еще больше внимания и терпения.
Основная проблема при точной настройке эквалайзера - зависимость частотной характеристики от положения приемника звука, возникающая из-за наложения прямых и отраженных звуковых волн. Если у вас есть доступ ко всей необходимой аппаратуре (генератор специального шума, частотный анализатор и калиброванный микрофон), то эта зависимость становится легко заметна при перемещении микрофона в радиусе 10-15 см вокруг места, где располагается голова слушателя. Проще говоря, "идеальной" точки расположения микрофона просто не существует

Что такое частотный анализатор? Частотный анализатор - это прибор, выдающий частотную характеристику стереосистемы в графическом виде. При выполнении измерений выход анализатора (с него идет сигнал т.н. "розового" шума*) подключается ко входу настраиваемого эквалайзера, а затем в нужную точку помещается калиброванный микрофон. При этом на дисплее прибора отображается частотная характеристика в данной точке. Если предполагаете заняться настройкой автомобильных систем всерьез, будьте готовы к немалым тратам. В зависимости от сложности и количества функций, такой аппарат может стоить от $700 до $5000; средний по параметрам частотный анализатор обойдется вам приблизительно в $1600. В качестве примера можно назвать Audio Control SA-3055 (см. рис. 5)- анализатор с шириной полосы 1/3 октавы, оснащенный калиброванным микрофоном и портом для принтера. Ширина полосы 1/3 октавы означает, что весь спектр слышимых частот поделен на 30 частей. Чем выше разрешение анализатора, тем лучше - это поможет "отловить" все пики частотной характеристики. Большинство современных анализаторов имеют интерфейс для связи с компьютером, позволяющий работать со специальными программами и распечатывать результаты измерений.
* Розовый шум - случайный шум, имеющий равную энергию во всех октавах. В месте, где присутствует неискаженный розовый шум, частотный анализатор будет показывать плоскую частотную характеристику. Странный "цвет" шума объясняется тем, что при его образовании усиливаются низкочастотные составляющие (если провести аналогию между видимым спектром и спектром звуковых частот, "басы" соответствуют красному цвету).

Где же в таком случае размещать микрофон? Один из путей - настроить эквалайзер по усредненным данным шести-семи "стратегических" точек. Однако это значительнее проще сказать, чем сделать. Дело в том, что человеческое ухо отличает прямой звук от отраженного, а в машине присутствуют и тот, и другой. Частотный анализатор измеряет общую частотную характеристику, "не обращая внимания" на направление звука, в то время как хорошее звучание во многом зависит от "плоскости" частотной характеристики, полученной только для прямого звука.
Над решением проблемы автоматизации процесса настройки эквалайзера с помощью частотных анализаторов работали инженеры многих именитых фирм, в частности, Ford, AudioControl и Pioneer. Все они пришли к единодушному мнению лишь в том, что настройка - дело непростое.
Не претендуя на соперничество с международными корпорациями, можно попытаться настроить эквалайзер по описываемой ниже методике. Сразу следует заметить, что методика направлена исключительно на повышение качества звучания, а не на получение ровной, как линейка, характеристики. Итак, настраиваем эквалайзер с помощью частотного анализатора.
Подготовка к настройке. Установите регуляторы тембра на головном устройстве и регуляторы эквалайзера в среднее положение, ручку баланса оставьте в том положении, в котором она обычно находится. Затем подключите к входу эквалайзера генератор розового шума частотного анализатора.
Настройка средних частот и мидбаса. Установите нормальный уровень громкости. Потом поверните баланс в крайнее левое положение, так, чтобы звук шел только из левых динамиков. После этого расположите микрофон на расстоянии 15-30 см от динамиков (при этом микрофон должен "смотреть" прямо на диффузоры). В этой точке прямой звук будет гораздо сильнее отраженного. Теперь самая ответственная операция: настройте эквалайзер таким образом, чтобы получить ровную характеристику в диапазоне частот от 150 Гц до 1,5 кГц. Не забывайте, что регуляторы эквалайзера при этом не должны сильно отклоняться от среднего положения.
Настройка глубоких басов. Разместите микрофон в точке, на уровне головы водителя, и настройте с помощью эквалайзера ровную частотную характеристику в диапазоне от 45 до 150 Гц. После этого, памятуя об эффекте маскирования дорожным шумом, следует "приподнять" эти частоты еще приблизительно на 5 дБ. Усиливать частоты ниже 45 Гц не стоит - начнутся искажения. Настройка средних и верхних частот. Расположите микрофон в точке на уровне головы водителя. Затем поверните его в сторону передних динамиков, и с помощью эквалайзера выровняйте частотную характеристику в диапазоне свыше 1,5 кГц. Затем поверните микрофон к правым динамикам, повторите те же действия, и установите регуляторы эквалайзера в положения, соответствующие "среднему" от полученных характеристик. При настройке старайтесь не удалять микрофон от воображаемой головы водителя. Если в некоторых положениях регистрируются пики или провалы характеристики, на них не нужно обращать внимание. Если характеристика имеет явный "завал" на частоте ниже 1,5 кГц, ее следует скорректировать, но при этом нужно стараться не изменять уже сделанные настройки.
Проверка "на слух". Отключите надоевший генератор шума, и поставьте уже знакомый нам CD с хорошей музыкой на обычной громкости.
Отрегулируйте верхние частоты "по вкусу", стараясь не слишком сильно изменять положение регуляторов. Допускается понизить уровень высоких (16 кГц) частот децибелов на шесть.
Оцените сделанные настройки. Если одна из полос свыше 150 Гц возвышается над своими соседями больше, чем на 6 дБ, ее следует проверить на слух. Для этого нужно опустить регулятор вниз на 3 дБ, и проверить, в какую сторону изменилось звучание - лучшую или худшую. Так же следует исследовать все регуляторы частот свыше 150 Гц, если они находятся в положении ослабления с коэффициентом меньше минус 10 Дб. Чрезмерное усиление отдельных частот воспринимается на слух хуже, чем ослабление. На этом настройку эквалайзера можно считать завершенной. Для того чтобы не возвращаться к этой процедуре, отметьте маркером положения регуляторов. Помните, что эквалайзер не стоит использовать для сиюминутной корректировки звучания конкретных записей. Для этого гораздо больше подходят штатные регуляторы тембра.

Категория: Car Audio (26 Октябрь 2007)
Просмотров: 15814 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный блок

Ваш IP: 23.23.50.247

Ленты новостей RSS
Поиск по сайту
Форум

Популярное

Новое


Новые статьи
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Наша кнопка

TUNING-ZONE Автопортал

Зарегистрировалось

Всего: 435
Сегодня: 0
Вчера: 0
За неделю: 0
За месяц: 0


Copyright Цыганков Дмитрий © 2016
При любом использовании материалов сайта ссылка на TUNING-ZONE обязательна.
Rambler's Top100